Смоделируем ситуацию, Вы – собственник бизнеса, Вы его организовали, развивали и вырастили, но Вы осознали, что управлять всем и всеми одному невозможно. А может быть, Вы просто хотите отдохнуть от личного руководства. Каков будет Ваш следующий шаг? Конечно поиск и наем управляющего (у этой позиции могут быть разные названия: директор, генеральный директор, управляющий). Никогда не стоит забывать, эта должность, при всей широте возможностей принятия решений, при всем свое статусе и дрожжи в коленках подчиненных, — всегда остается наемным работником. Если конечно Вы не поделились своей долей в уставном капитале (в достаточном объеме) и он не стал играющим тренером (как и Вы немногим ранее).
Моделируем риски, которые могут быть во всей ситуации для Вас, для собственника:
Топ-менеджер начинает набирать друзей/родственников. У бизнеса начинаются проблемы, начинаются увольнения, поиск новых людей. А дела все хуже и хуже. Такая ситуация может произойти потому, что увольняют не тех. Описаны ли у Вас процессы и ответственные за их исполнения менеджеры? Нет? Ну тогда, возможно, Вы уже несколько итераций выгоняете не тех, а бизнесу становится все хуже и хуже.
Вы выясняете ранее описанную проблему и увольняете топ-менеджера, а может просто он Вам так надоел, что Вы решили его уволить. Ну еще может быть ситуация что он набрал связей, «жирок» на Ваших зарплатах и сделках, и решил уйти по-английски. Вы находите нового менеджера или встает сами к штурвалу бизнеса. И далее встает вопрос, а кто тут и за что отвечает? Если не будет диверсий со стороны работников, оставшихся от прошлого топ-менеджера, Вам придется потратить от одного до трех месяцев чтобы разобраться в актуальных процессах, в том что изменилось с момента найма «топового беглеца». Для бизнеса это может стать решающим сроком, если Вы организовали настолько крепкую бизнес модель, что она готова легко пережить подобное – можно только порадоваться. Но не проще ли было изначально описывать всю деятельность, обеспечить ее непрерывность вне зависимости от наемного персонала.
Вы хотите продать бизнес, а у Вас есть очень именитый и очень богатый покупатель. Стоит учесть, что наличие хорошей отчетности РСБУ или даже МСФО – не гарант сделки. Непрозрачность и непонятность бизнес-процессов в Вашей организации может оттолкнуть потенциальных покупателей или инвесторов.